Японские бизнес-концепции
Которые помогут вам лучше понять японцев
Для начала
В этой статье поговорим о японских бизнес концепциях. Некоторые из них уже давно распространены по всему миру, что-то только недавно начало приобретать настоящую известность, а о чем-то иностранные предприниматели до сих пор не в курсе, хотя это уже давно и активно применяется в самой Японии. Сегодня мы подробнее разберем эти чудесные концепции, которые помогут вам лучше понять японцев, козырнуть на переговорах своими знаниями и даже наладить собственные бизнес-процессы – а может, вы просто прочитаете эту статью для общего развития.
Поскольку в этой статье мы разбираем японские концепции, начнем с достаточно известного понятия – бережливое производство.

На дворе 90-е годы ХХ века. Исследователи из MIT Джеймс П. Вумек, Дэниел Джонс и др., после визита в Японию вдохновленные Производственной системой «Тойоты», издают книгу «Машина, которая изменила мир», в которой они вводят термин Lean Production, он же Бережливое производство. Они хотели выяснить, почему японские производители автомобилей, продукция которых в остальном мире не пользовалась особой популярность (представляете себе???), вдруг начали бешеными темпами снижать цену на изделия и завоевывать новые рынки.

В настоящее время концепция бережливого производства широко применяется в различных отраслях промышленности в качестве метода управления многокомпонентным производством. Данный подход максимально устраняет потери (так переводят понятие «муда») в производственном процессе и повышает его эффективность, то есть оптимизирует запасы и уменьшает дефекты.

Получается, что именно американцы популяризировали японскую систему (получилось прямо как с роллами).
Суть концепции состоит в сокращении трудозатрат (手間 – тэма) и запасов с достижением качества, равного или выше того, которое достигается при традиционном методе массового производства. Ее основные принципы – Точно в срок (Just in Time) и Автоматизация.

Производственная система Тойоты сделала два важных прорыва в представлениях о природе производства.

Во-первых, компания Toyota отказалась от принципа прибавления затрат, присущего многим компаниям, в пользу принципа вычитания затрат. При снижении затрат, рассматриваемом как краеугольный камень менеджмента, она неуклонно избавляется от потерь.

Во-вторых, компания Toyota пересмотрела традиционное предположение, что идеальная форма производства – американский стиль массового производства крупными партиями, основывающийся на прогнозируемом спросе. Учитывая специфические характеристики японского рынка, компания поняла, что наиболее эффективным способом удовлетворения спроса будет производство, основанное на заказах. Сосредоточившись на понятии безопасности, компания энергично перешла к производству малыми партиями и нашла последовательное решение ранее неразрешимых проблем, создав новую производственную систему.
Синго С. в своем труде «Изучение производственной системы Тойоты. Институт комплексных стратегических исследований» выделил несколько элементов, некоторые из которых мы рассмотрим подробнее.
  • Кайдзэн
  • Система 5S
  • Канбан
  • Пока-ёкэ (Защита от дурака)
  • Быстрая переналадка
  • Поток единичных изделий
  • Всеобщий уход за оборудованием
Синго С.
Один из основоположников бережливого производства
Сосули в Отару
Кайдзэн
Думаем, что многие если не знакомы, то хоть раз слышали о японской концепции «кайдзэн». Этот метод в свое время просто взорвал интернет, так что «кайдзэн» стал своеобразной визитной карточкой бережливого производства.
Что это такое?
В мире нет ничего совершенного, всегда есть к чему стремиться, что исправить. В «кайдзэн» нет финальной цели – это постоянное совершенствование.
Простыми словами суть «кайдзэн» заключается в том, чтобы никогда не останавливаться и продолжать «вечное совершенствование».

А если сложнее, то «кайдзэн» – метод, в котором при помощи совместных усилий всех сотрудников организация выявляет возможности для снижения издержек и потерь и достижения преимущества в конкурентной борьбе, увеличивая производство.

В мире нет ничего совершенного, всегда есть к чему стремиться, что исправить. Даже если вам кажется, что «идеальный вариант» – вот он, прямо у вас в руках, то это может быть иллюзией. Скорее всего, когда у вас, скажем так «глаз замылен», вы просто не видите новых путей к улучшению. Однако это могут видеть окружающие вас люди! Ваши сотрудники и коллеги. Всегда найдется тот, кто увидит то, что можно было бы улучшить и покажет как это будет работать. «И почему мы раньше этого не сделали?» – подумаете вы. Но потом все равно возникает мысль: «Ну все, теперь-то точно все, больше ничего нового не придумать», – но опять же нет! Всегда найдется что-то еще – это бесконечный процесс.
Иными словами, в «кайдзэн» нет финальной цели – это постоянное совершенствование чего-либо (как у самурая).

Теперь очень важный момент, данная система не будет эффективна, если в совершенствовании работы будут участвовать не все сотрудники компании. «Кайдзэн» подразумевает под собой совместный труд. Все, от простых подчиненных до начальства, принимают активное участие и вносят свой вклад – пусть даже небольшой. Помните, маленькие и незначительные на первый взгляд улучшения могут привести в будущем к грандиозным изменениям.

Что же поможет вам максимально эффективно использовать систему «кайдзэн»?

  • Мыслите нестандартно, проявляйте максимальную креативность и не бойтесь предлагать свои идеи. (Хотим обратить внимание, что «кайдзэн» это не что-то новое, а улучшенное старое).
  • Будьте проще и избегайте перфекционизма – от вас не требуется предоставление уже готового плана или работа над улучшением того, к чему душа не лежит.
  • Никогда не стесняйтесь обращаться к старшим – тем у кого больше опыта. Создавайте условия для совместной работы, мозговой штурм всегда отлично работает.
  • Всегда задавайте себе вопрос «почему?». Если сможете на него ответить, то вы определенно добьетесь больших успехов в любых начинаниях, даже в личной жизни.
Наверное вы часто сталкивались с тем, что при возникновении чрезвычайной ситуации, например, если не доставили вовремя товар, многие компании занимаются поиском виноватых, вместо того, чтобы несколькими вопросами «почему?» выстроить логическую цепочку и добраться до сути проблемы.
Таким образом, «кайдзэн» помогает повысить качество продукции, значительно уменьшить потери, повысить гибкость организации – добиться улучшений в производстве без каких-то специальных и дорогостоящих вложений.

Как вы видите, концепция «кайдзэн» достаточно проста в восприятии, что делает ее универсальной – при должном желании применить ее может каждый.
Как это применять?
Мы не настаиваем на применении концепции «кайдзэн» в вашем бизнесе, но обращаем внимание на тот факт, что ее применяют многие японские компании. При переговорах с такой компанией следует помнить, что она постоянно совершенствуют собственное производство. Поэтому не стоит предлагать ей что-то кардинально новое и заставлять отказаться от старого, особенно учитывая сколько сил и времени эта компания вложила в усовершенствование своих производственных процессов.
Подробнее о базовом принципе «старое важнее нового» вы можете прочитать в статье о базовых принципах.
Ночь, улица, фонарь, дзидохамбайки
Система 5S
Для японцев везде важен порядок, они всегда стараются строго следовать правилам, как на производстве так и в повседневной жизни. Они работают коллективно, каждый вносит свою лепту в общее благо и не требует за это каких-то бонусов. Эта сторона японского менталитета проявляется повсюду.
Что это такое?
Это общепринятая и хорошо известная система организации рабочего пространства на производстве и в офисах японских компаний.


Система включает в себя 5 этапов, отсюда и название 5S.

  • Сортировка (整理 Seiri) - разделение предметов на нужные и ненужные и избавление от ненужных;
  • Соблюдение порядка (整頓 Seiton) - расположение необходимых предметов так, чтобы они были доступны сразу и в нужном количестве;
  • Содержание в чистоте (清掃 Seisou) - уборка;
  • Стандартизация (清潔 Seiketsu) - поддержание порядка, достигнутого на первых трех этапах;
  • Совершенствование (самодисциплина) (躾 Shitsuke) - выработка привычки следовать заведенным правилам.

Важность совершенствования заключается в том, чтобы работать над этим не кому-то одному, а всем вместе на рабочем месте. Если только один человек будет следовать системе, ее цели не будут достигнуты. Цели достигаются только при совместном усилии всех сотрудников всей организации.

Как и в «кайдзэн» мы видим присущую японцам коллективность в подходе к работе.

А теперь небольшая концепция в концепции.

Задачами внедрения 5S является устранение т.н. «муда», они же потери.
Что же это за «муда» такие. «Муда», это что-то, потраченное зря – время, энергия, деньги и т.д.

Выделяют несколько видов «муда» (на примере производства):
1.Лишние этапы обработки
Нужны ли именно эти этапы обработки деталей и можно ли от них отказаться.
2.Лишние запасы
Сюда относятся материалы, детали, незавершенные предметы и готовая продукция.
У всего должна быть причина находиться на складе. Все предметы, чье наличие нельзя объяснить, является потерями.
Из-за наличия лишних вещей на складе можно не заметить проблемы.
3.Перепроизводство
Этот тип муда является наиболее серьезным и подлежит безоговорочному полному уничтожению. Это связано с тем, что перепроизводство влечет за собой другие типы потерь: лишние запасы, ненужные перемещения, ненужная транспортировка. К тому же при перепроизводстве перерабатывают сотрудники.
4.Ожидания, простои
Во время ожидания и простоев – руки не заняты работой. Разумеется, свободные руки не приносят пользы.
5.Ненужные перемещения
Лишними движениями и перемещениями считаются даже поиски, приседания, смена рук и выяснения. Это может быть следствием отсутствия устоявшегося стандарта работы или недостатка обучения персонала. Если вы присмотритесь к повседневным действиями, то заметите, сколько на самом деле движений не приносит пользы.
6.Ненужная транспортировка
Здесь понимается передвижение, временное хранение, перевалку и т. п. вещей сверх необходимого. Это происходит из-за того, что процесс не сбалансирован или поток товаров не определен. В частности, обращайте внимание на потери транспортировки, которые возникают из-за перепроизводства.
7.Потери из-за выпуска дефектных изделий
Это брак, его выбраковка, исправление. Все это происходит из-за недостатка контроля производства или отклонений от стандарта или отсутствия этого стандарта.
Следует отметить, что эти виды муда не равноценны по значимости и последствиям.
Каковы же цели системы 5S?
Во-первых, это эффективность ведения бизнеса – как мы уже говорили, устранение всевозможных «муда» (потерь).

Во-вторых, улучшение рабочей среды. Когда рабочее место чистое и аккуратное, работается легче и приятнее, чем среди беспорядка.

Ну и в-третьих, обеспечение безопасности. Когда все лежит на своих местах, ничто ниоткуда не упадет, никто ни обо что не споткнется, не говоря уже о более важных элементах пожаробезопасности, доступности и т.д.

У системы 5S много плюсов (что-то перекликается с целями):
  • В дополнение к устранению «муда», повышается эффективность производства.
  • Уменьшаются затраты. Благодаря повышению качества работы сотрудников, нет необходимости в найме новых, тщательный менеджмент запасов уменьшает расходы на закупку ненужных вещей.
  • Повышается безопасность на рабочем месте – благодаря постоянному поддержанию порядка уменьшается количество несчастных случаев.
  • Растет качество товаров и услуг – тщательное следование порядку уменьшает количество ошибок и «муда».
  • Улучшается командная работа – благодаря совместному следованию системе коллектив становится более сплоченным, что приводит к лучшей обстановке в рабочей среде.

Однако при имплементации системы 5S следует понимать, что:
  • Одно внедрение системы не гарантирует успеха.
  • При внедрении системы в своем производстве необходимо строго соблюдать установленный порядок S, нельзя приступать к Стандартизации до Сортировки или к Совершенствованию до Стандартизации – система тогда просто не будет работать и даже может привести к обратному эффекту.
  • Для правильного внедрения системы потребуется определенное время, поэтому будьте готовы к тому, что результат не будет виден моментально.
Интерактив!
Небольшой тест для проверки себя - готовы ли вы к внедрению 5S
  • Q1:
    Храню одежду, не ношенную более 3 лет.
  • Q2:
    Есть сломанные бытовые электроприборы
  • Q3:
    Есть неиспользуемые средства для укладки волос и т.п.
  • Q4:
    Есть более 5 непишущих ручек
  • Q5:
    Есть CD и DVD, которые больше не будут проигрываться
  • Q6:
    Есть более 3 кошельков, которыми вы не пользуетесь
  • Q7:
    Есть шнуры питания, назначение которых неизвестно
  • Q8:
    Есть лекарства с истекшим сроком годности
  • Q9:
    Есть более 3 неработающих часов
  • Q10:
    Есть зарядные устройства, которыми не пользуются
Смотреть результаты!
Если вы ответили «ДА» только в одном-двух случаях, вы способны отказаться от ненужного. Это значит, вы можете посмотреть на вещь и признать: «Этим я не пользуюсь», - и тут же выбросить ее; вы можете выработать привычку периодически проверять свои вещи и избавляться от ненужного.
Если вы положительно ответили на 3-5 вопросов, вы имеете противоречивый, половинчатый характер, т.е. находитесь на грани между готовностью и неготовностью расстаться с ненужной вещью. У таких людей, если они не заставляют себя специально, скапливаются вещи. По характеру вы способны выбросить ненужное, но прежде вам нужно заставить себя пойти на этот шаг.
Если вы положительно ответили более чем на 6 вопросов, к сожалению, вы относитесь к тем людям, которым сложно выбрасывать вещи. Вам может казаться, а вдруг, когда-нибудь появится повод и пригодится?! Так что вы склонны к тому, чтобы складировать много ненужных вещей, и ваш дом полон разного барахла. .
Теперь вы имеете представление о том, насколько энергозатратно для вас лично будет внедрение системы 5S, хотя бы у себя дома.
Как это применять?
Пожалуй, это одна из немногих японских систем, которую вы можете без проблем применить на вашем производстве или рабочем пространстве. Дело не в том, что другие системы применять нельзя – просто большинство из них тяжело адаптировать на неяпонских производствах, так как они заточены исключительно на японцев.
Понимание того, как японцы оптимизируют свои рабочие пространства поможет вам лучше понять их самих.
Не завидуем людям с кафунсё (не путать с кофун)
Другие наши статьи: