На самом же деле, деление на «ути» и «сото» не всегда однозначно. Это достаточно-таки плавающие категории, восприятие которых сильно зависит от ситуации. Вокруг «Я» расположено множество социальных кругов, что-то ближе, что-то дальше. В зависимости от удаленности круга от «Я», его отношение к той или иной категории может быть более или менее подвижно. Да, что-то стабильно – семья, друзья по большей части всегда «ути», а что-то – коллеги по работе – нет.
Например, при общении внутри своей компании к коллегам будут относиться как к «сото», потому что те не относятся к близким. Однако в ситуации, где присутствует другая компания или клиент, свои коллеги автоматически становятся «ути», и тот директор Ямада, к кому 5 минут назад обращались уважительно с указанием должности или суффиксом -сан, вдруг становится просто Ямадой. Это заметно не только в стиле речи, но и в поведении. Тот, кому обычно в переговорной принадлежит главное место в глубине комнаты уступает его клиенту. То есть «сото» перетекает в «ути», когда появляется кто-то еще более дальний. Как только гости уходят, все возвращается на круги своя.
Необходимо также понимать, что при общении с «сото» на первый план выходит уважение к собеседнику, и в связи с этим истинные чувства, мысли будут скрыты, ведь главное не обидеть собеседника. Всегда учитывайте это, когда ведете переговоры с японцами. Чтобы не обидеть собеседника, японцы могут сказать «может быть», «мы подумаем» и тому подобные фразы, вместо того, чтобы прямо сказать «нет», ведь «нет» ранит глубже, чем «может быть», а японцы стараются этого избегать.
Следует также понять и простить то, что иностранцы для японцев всегда остаются в категории «сото». Опять же кроме вышеуказанного случая, если вы коллеги, так как этого требует ситуация, но отношение всегда будет не такое как к японцам. Иностранец по-японски даже пишется как «внешний человек» или «человек внешних стран». Хотя у молодежи неприязнь к иностранцам ощущается уже гораздо меньше, чем у японцев старшего возраста, но, чтобы нелюбовь полностью ушла, потребуется еще не одно поколение.